Таблицы        04.02.2024   

Сокровища земли под охраной человечества. Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества» Тема сокровища земли под охраной человечества

Конспект по окружающему миру

Тема: Сокровища Земли под охраной человечества.

Цели:

    ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;

    развивать познавательную активность;

    учить делать выводы;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин.

    Сообщение темы и целей урока 1 мин.

    Проверка домашнего задания 10 мин.

    Изучение нового материала 15 мин.

    Итог урока 5 мин.

    Домашнее задание 3 мин.

Ход урока:

I .Организационный момент

Учитель: Встали правильно, спинки выпрямили. Первый ряд тихонечко сели, второй ряд тихонечко сели, третий ряд тихонечко сели.

II .Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы и культуры.

III . Проверка домашнего задания

Учитель:

Давайте приступим скорее к работе.

Пусть интересным будет урок!

И сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

Учитель: Расскажите мне, что такое экология и кто такие экологи.

(Дети пересказывают текст учебника).

Учитель: Ребята, что является причинами загрязнения океана?

Дети: Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

Учитель: Является ли вырубка тропических лесов экологической проблемой и почему?

Дети: Вырубка тропических лесов является экологической проблемой Земли. Леса дают нам большое количество чистого воздуха.

Учитель: Какую эмблему имеет Международная экологическая организация Гринпис?

Дети: Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас мы переходим к изучению нового материала.

IV .Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, что можно отнести к сокровищам нашей планеты?

(Дети дают свои варианты ответов).

Ребята, в древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света". К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды - сохранились до нашего времени.

(Демонстрируются рисунки "Семи чудес света")

Египетские пирамиды;

- "Висячие сады" Семирамиды;

Храм Артемиды Эфесской;

Зевс Олимпийский;

Мавзолей в Галикарнасе;

Фаросский маяк;

Колосс Радосский.

Время не пощадило эти чудные творения. Висячие сады Семирамиды были затоплены. Храм Артемиды разрушали дважды. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говоря, что их боится время.

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие". Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показать эмблему).

Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творение человеческих рук.

В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

Изучим карту-схему на стр.56.

К объектам природного наследия относятся :

1. Большой каньон в Северной Америке.

2. Водопад Игуасу в Южной Америке.

3. Водопад Виктория в Африке.

4. Большой Барьерный риф у берегов Австралии.

5. Вулканы Камчатки.

6. Озеро Байкал.

7. Алтай - Золотые горы в Евразии.

К объектам культурного наследия относятся :

1. Статуя Свободы в Нью-Йорке.

2. Абу-Симбел.

3. Мемфис - древняя столица Египта.

4. Афинский Акрополь.

5. Венеция.

6. Московский Кремль и Красная площадь.

7. Кижи - деревянные церкви.

8. Исторический центр Санкт-Петербурга.

9. Великая китайская стена.

V. Итог урока

Учитель: Что такое Всемирное наследие?

Дети: Всемирное наследие – это уникальные объекты природы и объекты творения человеческих рук, которыми дорожит весь мир.

Учитель: На какие две группы делится Всемирное наследие?

Дети: Природное и культурное

Учитель: Что относится к природному, а что к культурному наследию?

Дети: К природному наследию относятся уникальные памятники природы, а к культурному – уникальные сооружения, созданные человеком.

VI. Домашнее задание .

Учитель: Откроем дневники и запишем домашнее задание:

Стр.54-59 рассказ, подготовить доклад об одном из объектов Всемирного наследия, о которых сегодня говорили на уроке.

Урок окончен. Можете идти отдыхать.

Всемирное наследие
С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Всемирное наследие - это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.

Серёжа и Надя предлагают тебе закончить схему, используя таблички из Приложения. Вырежи таблички и правильно расположи их. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей таблички.

Используя карту «Всемирное наследие» в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 50-51), заполните таблицы.

Какие ещё объекты Всемирного наследия, находящиеся в России, тебе известны? Напиши.

Объекты всемирного наследия в России

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников
- Архитектурный ансамбль Кижского погоста
- Московский Кремль и Красная площадь
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей
- Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»
- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
- Церковь Вознесения в Коломенском
- Девственные леса Коми
- Озеро Байкал
- Вулканы Камчатки
- Золотые Алтайские горы
- Западный Кавказ
- Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
- Ансамбль Ферапонтова монастыря
- Куршская коса
- Центральный Сихотэ-Алинь
- Убсунурская котловина
- Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
- Остров Врангеля
- Ансамбль Новодевичьего монастыря
- Исторический центр Ярославля
- Геодезическая дуга Струве
- Плато Путорана
- Ленские столбы
- Архитектурно-исторический комплекс Булгар
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане
- Ханский дворец в Бахчисарае
- Ростовский кремль

Узнай объекты Всемирного наследия по фотографиям. Вырежи фотографии из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей фотографии.

С помощью энциклопедии или другой дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из объектов Всемирного наследия (по своему выбору).

Тема сообщения: Ростовский кремль

План сообщения:
1. Место нахождения.
2. Время постройки.
3. Архитектурные особенности храма.

Важная информация для сообщения: Кремль в Ростове Великом - очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский кремль был построен в 1670-1683 гг. Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.
Источник (источники) информации: Интернет.

На протяжении истории человечества руками людей были созданы уникальные творения, настоящие шедевры архитектуры, которые удивляли и продолжают удивлять современников. Не меньшую ценность представляют и природные богатства, которые также нуждаются в самом бережном отношении. Рассмотрим подробнее тему «Сокровища Земли под охраной человечества».

Что такое Всемирное наследие?

Активная человеческая деятельность стала причиной того, что многие памятники культуры и уникальные природные комплексы оказались под угрозой уничтожения. Чтобы этого не произошло, было принято решение взять их под охрану и объявить Всемирным наследием.

Так появился список самых значимых, самых выдающихся достопримечательностей, которые представляют особенную ценность для всего человечества. Ведет этот список крупнейшая международная организация - ЮНЕСКО.

Всемирное наследие включает в себя:

  • объекты природы - Всемирное природное наследие;
  • творения человека – Всемирное культурное наследие.

Это две неделимые части одного целого.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Эмблема Всемирного наследия выглядит как круг с расположенным внутри квадратом. Круг является символом природы, а квадрат - творческого начала человека.

Рис. 1. Эмблема Всемирного наследия

Всемирное природное наследие

Природа нашей планеты удивительна. Она способна поражать и восхищать своими творениями. Чтобы ими могли любоваться и наши потомки, природные сокровища следует как можно тщательнее оберегать. На земном шаре их немало, рассмотрим самые известные:

  • Большой барьерный риф - удивительный по красоте природный комплекс, насчитывающий более 2000 отдельных рифов. Расположен он на восточном побережье Австралии, и его возраст насчитывает около 18 миллионов лет. Подводный мир Большого рифа невероятно богат и разнообразен.

Рис. 2. Большой барьерный риф

  • Национальный парк Гранд-Каньон - один из старейших национальных парков США. Он выглядит, словно огромная пропасть на плато Колорадо, штат Аризона. Длина каньона составляет 446 км., ширина - в пределах 8-29 км., а глубина в некоторых местах доходит до 1,8 км. Это творение природы впечатляет своими масштабами и суровой, нетронутой природой.
  • Ниагарский водопад - комплекс, состоящий из трех крупнейших водопадных каскадов. Расположен на границе США и Канады. Это один из самых мощных и величественных водопадов во всем мире.

Всемирное культурное наследие

  • Великая Китайская стена - оборонительная стена, протянувшаяся вдоль горной цепи северного Китая. Ее длина составляет более 21 тыс. км., а высота - около 7 м. Это крупнейший памятник архитектуры Древнего Китая.

Рис. 3. Великая Китайская стена

  • Египетские пирамиды - древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Большинство из них - усыпальницы великих фараонов. Самой крупной является знаменитая пирамида Хеопса, которая входит в число Семи чудес света.

До сих пор так и не разгадана тайна строительства этих монументальных сооружений. Современные ученые не могут дать точные ответы на многие вопросы. Кем были созданы эти гробницы? Какие технологии были при этом использованы? Каково истинное предназначение пирамид?

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 4 класс мы узнали, что сокровища Земли под охраной человечества имеют очень большую ценность. К ним относятся как уникальные памятники природы, так и творения, созданные рукой человека.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 28.

Сокровища Земли под охраной человечества


Цели: 1. Познакомить с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. 2. Познакомить с Международной Красной книгой. 3. Формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.


Узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Международной Красной книге. В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света". К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды - сохранились до нашего времени.


«Семь чудес света» - египетские пирамиды; - "Висячие сады" Семирамиды; - храм Артемиды Эфесской; - Зевс Олимпийский; - мавзолей в Галикарнасе; - Фаросский маяк; - Колосс Радосский.


Время не пощадило эти чудные творения. Висячие сады Семирамиды были затоплены. Храм Артемиды разрушали дважды. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говоря, что их боится время.


Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.


Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие".


Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творение человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.


К объектам природного наследия относятся: 1. Большой каньон в Северной Америке. 2. Водопад Игуасу в Южной Америке. 3. Водопад Виктория в Африке. 4. Большой Барьерный риф у берегов Австралии. 5. Вулканы Камчатки. 6. Озеро Байкал. 7. Алтай - Золотые горы в Евразии.


К объектам культурного наследия относятся: 1. Статуя Свободы в Нью-Йорке. 2. Абу-Симбел. 3. Мемфис - древняя столица Египта. 4. Афинский Акрополь. 5. Венеция. 6. Московский Кремль и Красная площадь. 7. Кижи - деревянные церкви. 8. Исторический центр Санкт-Петербурга. 9. Великая китайская стена.



К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце пятидесятых годов XX века.


Учёные посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов растений.


Основная цель книги - выявление, учёт тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.


Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.


Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.


Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.


Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам!


Цель урока:

1. Познакомить детей с объектами Всемирного наследия

1. Пробудить в них интерес к чтению познавательной литературы

2. Научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач

3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.

II. Проверка знаний и умений.

Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.

Учащиеся читают самостоятельно.

Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:

1. Пирамиды в Гизе (Египет).

2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).

3. Могила царя Мавсола (Турция).

4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).

5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).

6. Родосский колосс (Греция).

7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).

Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.

Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?

Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.

Учитель. Как называются эти две части?

Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».

Учитель предлагает заполнить схему:

Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?

Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.

Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.

IV. Работа по карте в учебнике.

Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.

Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.

Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия.

Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Здравствуй, чудо-озеро.

V. Работа над новой темой урока.

Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?

Ученики. Об озере Байкал.

Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.

Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1642 метра. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.

Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.

Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.

Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.

Учитель читает текст:

Что небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

И земля без зверей – не земля!

Сохраните нас, друзья!

Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?

Ученики. Исчезающие виды растений и животных.

Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?

Ученики. В Красную книгу России.

Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.

Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.

Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.

Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.

Ученики читают статью.

Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?

Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.

Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.

Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.

Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.

Ученики называют виды животных.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.