Линзы        24.03.2024   

Проблема бытия в философии и подходы к ее постановке в эпоху античности. Проблемы бытия в истории философских учений Проблема бытия была впервые сформулирована в философии

Философия использовала термины «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование.

Бытие всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность .

Бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется.

Определяя Бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум , через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Истина Бытия открывается человеку непосредственно.

Нельзя отождествлять Парменидово Бытие (Абсолют, Благо, Добро и т.д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие – это безличностная трансцендентальная реальность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обратиться с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским Бытием. Ему достаточно было уверенности в том, что Бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.

Последователь Парменида Мелис в труде «О природе, или О сущем» отмечал, что Бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы Бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и Бытие не может быть ограниченным.

Значительно расширил понимание Бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей», – противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досократики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.

Фома Аквинский строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей Бытию. С его точки зрения, Бог и только Он Один есть Бытие как таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы, – имеет ограниченное, неподлинное бытие. Мера неподлинности определяется степенью причастности к Бытию как таковому.

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного Бытия. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъектным. Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии – знание и субъект знания. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом. Человек попытался занять место Бога на Земле.

По мнению русских религиозных философов, сознание не есть нечто первичное. Первично Бытие, а укорененность человека в Бытии делает возможным само сознание. Именно бытие в Боге – суть русской религиозности.

Отказавшись от Бога, не надеясь более на разум, человек XX в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем.

Парменид ввел в философию проблему Бытия как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Но в то же самое время другой философ – Гераклит – предложил грекам иное толкование Бытия. Он заявил, что Бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они предпочли парменидовскую трактовку Бытия.

Проблема бытия - одна из самых главных проблем фи­лософии. Термин «быть» в философии становится категори­ей онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, га­рантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объ­ективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Становление философии начи­налось с изучения проблемы бытия. Именно попытка поня­тия сущности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философий и лишь затем ре­шались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.

Основными формами бытия являются:

■ материальное бытие - материальные тела, явления природы, вещи, созданные трудом человека;

■ идеальное бытие - бытие человека, как природного и социального существа;

■ Человеческое бытие - существование человека, как единства материального и духовного;

■ социальное бытие - бытие человека и общества.

На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, прини­мая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в исто­рии то как философия бытия, то как философия свободы. Философия бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разум и т.д. Философия свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчеза­ет из рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельст­во онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существова­ние. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смысле жизни.

Впервые проблема бытия введена в философию антич­ным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.).

В результате кризиса веры в могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, в чело­веческом сознании зародились отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успо­коить современников понятием Абсолютной мысли, кото­рая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости.

Под необходимостью Парменид подразумевал Божест­во, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум:$ Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бы­тие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие - свет, который можно уви­деть только глазами разума.


В христианской философии истинное бытие - Бог, ко­торый творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от соб­ственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависи­мость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бы­тия уступила место философии свободы, центральной npoблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник философии Нового времени Р.Декарт, сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

Страница 2 из 32

Проблема бытия в философии.

Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром, которые мы определили как онтологические. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и т.д.?

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х. Вольф (1679-1754). По его мнению, онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.

В онтологии ставятся следующие вопросы. Един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). В своей поэме «О природе» философ предстает перед нами как радикальный новатор, у которого космология трансформируется в онтологию, то есть в учении о бытие. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Ничего другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.

В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Основу всякого бытия составляет первичная материя. Первая материя включает в себя четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Форма определяет, актуализирует материю. Форма – начало, причина и основание бытия, благодаря которому индивид обусловлен и обустроен. Бытие, следовательно, есть материя ступенью выше – отдельное; а еще выше – форма, которая обнимает материю, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Теория синтеза материи и формы была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Следовательно, созидание позитивно, ибо обязано благой воле. Творение – это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек – это существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. И уж если человек создан по образу и подобию Божьему, то и должен он изо всех сил уподобляться ему. Человек – существо личностное, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

Одновременно Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом предстает протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.

Г.В.Ф. Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Интересные концепции бытия появились в ХХ веке. Над этой проблемой работали такие мыслители, как М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Гартман, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, К.Ясперс и другие.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К.Маркс назвал отчуждением.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значи-тельность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Для современной философии бытие – это тайна, которая лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна. А для этого нужно быть живым человеком, нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему преобразуют и преображают человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самого бытием.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Творчество русских религиозных философов было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования, на обоснование точки зрения, согласно которой бытие наличествует изначально, до всяких форм человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Человек должен смиренно согласиться с тем, что его сознание не выводится из человеческой природы, унять гордыню своего «Я», возжелавшего быть автономным и самодостаточным творцом мира.

Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении.

Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.

Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.

Философское учение о бытии, материи и духе выполняет в современных условиях важную методологическую эвристическую функцию. Будущим инженерам необходимо не только усваивать его основные положения, но вместе с тем вырабатывать умение пользоваться ими в качестве методологических, регулятивных принципов исследования при решении конкретных научных проблем. В настоящее время в связи с обострением глобальных проблем, с угрозами и рисками, которые встают перед современными цивилизациями, проблема бытия приобретает особую актуальность._ |«] >ытие» цен гральная фи лософская кат ори я. фикси рующа; нос ти: в единст. ве и многообразии KOI ІЄЧІ ІОСГИ и ()есконеч1 юс ги. ве чи ОСІ и и вре меш юсги В повседневной языковой практике понятие бытия соотносится с глаголами «быть», «не быть», «бытийствовать», «наличествовать», «существовать». Указывающая на бытие связка «есть» (англ. is, нем. ist, франц. est) присутствует практически во всех языках, иногда опускается, но смысл приписывания субъекту качества бытийственности всегда подразумевается.

Раздел философии, который изучает бытие, называется онтологией. Для описания бытия онтология не ограничивается только одной этой категорией, несмотря на ее исключительную важность, и вводит целый ряд других: «реальность», «мир», «субстанция», «материя», «дух», «сознание», «движение», «развитие», «пространство», «время», «природа», «общество», «жизнь», «человек». Их содержание и методологическая нагрузка раскрываются в последующих вопросах и темах изучаемого курса.

Постановка проблемы бытия и специфическое ее решение обнаруживается уже в античной философии. Впервые предпринял попытку определить понятие бытия Парменид. По его мнению, бытие подразделяется на два мира. Бытие - это то, что воспринимается разумом и то, что вечно есть и не может постигаться органами чувств. Бытие подобно огромному шару, который заполняет собой все, и потому он неподвижен. Мир чувственно воспринимаемых вещей, объектов, как считает Парменид, является изменчивым, временным, преходящим. Это, скорее, мир небытия. Однако, в

философии Парменида еще не прослеживается взаимосвязь этих миров, т.е. бытия и небытия.

Следующий шаг в этом направлении сделан Гераклитом. Он рассматривает мир в вечном становлении и подчеркивает единство бытия и небытия, «одна и та же вещь и существует, и не существует», «единая природа - бытие и небытие». Каждая вещь, исчезая, не уходит в ничто, а переходит в другое состояние. Отсюда следует мировоззренческий вывод о безначальности и бесконечности мира. Этот мир не был создан никем - ни богами, ни людьми и вечно будет живым огнем, мерами загорающимся и мерами затухающим.

Еще один вариант решения проблемы бытия мы обнаруживаем у атомистов. Демокрит отождествляет бытие с веществом, с минимальной, неделимой, физической частицей - атомом. Под небытием Демокрит понимал пустоту, которая непознаваема. Познать можно лишь бытие.

Родоначальник объективно-идеалистической философии Платон удваивает бытие на мир идей (мир духовных сущностей) и мир вещей. При этом мир идей, по Платону, является первичным, вечным, подлинным бытием, а мир вещей - неподлинным и только тенью вечного мира идей.

Ученик Платона Аристотель отвергает его учение об идеях как сверхъестественных умопостигаемых сущностей, отделенных от вещей. Учение же самого Аристотеля отличается противоречивостью. Во-первых, бытие он понимает как принцип (форма) организации вещи, но существующий реально в единстве с ее материальным субстратом. Во-вторых, под бытием он понимал существование перводвигателя (или первопричины) всех вещей, форму всех форм, существующих в материальном мире. При этом он трактовал материю как пассивную, податливую, воспринимающую воздействие идеального, организующего принципа (формы). Аристотель предпринял попытку определить специфику движения конкретных вещей через пространственно-временные координаты. В-третьих, заслугой Аристотеля является и постановка вопроса об онтологическом статусе единичного и общего, получившего дальнейшее развитие в средневековой философии.

Западноевропейская философия Средних веков, основываясь на античной онтологии, внесла новую трактовку бытия, приписывая истинное бытие уже не космологически, а теологически понимаемому Абсолюту, а неистинное бытие - сотворенному этим Абсолютом миру. В христианском миропонимании, пришедшем на смену античному, Бог есть совершеннейшее сущее, беспредельное всемогущество, а всякое ограничение, неопределенность воспринимается как признак конечности и несовершенства.

По Августину, Бог - совершеннейшая сущность, то есть тот, кто обладает абсолютным и неизменным бытием, средоточием всякого бытия вообще. Бог дал бытие всем сотворенным вещам, «но бытие не высочайшее, а одним дал больше, другим меньше и, таким образом, распределил природы существ по степеням. Ибо как от мудрствования получила название мудрость, так от бытия (esse) названа сущность (essentia))). Тем самым была

сформулирована важная онтологическая проблема сущности и существования.

Новые концепции бытия формируются в XVII - XVIII вв., где бытие рассматривается с позиций материализма как физическая реальность, которая отождествляется с природой. Бытие рассматривается как реальность (объект), противостоящий человеку (субъекту), овладевающему ею. Характерным для метафизических учений этого периода является признание субстанции как самотождественной, неизменной, устойчивой первоосновы. Существенный вклад в развитие представлений о ней внес Рене Декарт. С позиций рационализма он признавал равноправное и независимое друг от друга существование двух субстанций - материальной с ее атрибутом протяженности и духовной - с атрибутом мышления. Связующим звеном между этими субстанциями, по Декарту, выступает высшая - божественная субстанция как причина самой себя (causa sui), порождающая и протяженную, и мыслящую субстанции. Признавая реальность этих субстанций, Декарт, вместе с тем, считает, что лишь одна субстанция открыта нашему сознанию: оно само. Центр тяжести смещен на знание, а не на бытие как в концепции Августина. Предпочтение отдается мыслящей субстанции, отсюда - картезианский тезис «мыслю - следовательно, существую».

Последователем Декарта был Лейбниц, который развил учение о протяженной субстанции. Он ввел понятие монады («духовного атома») для уяснения структуры мира и составляющих его частей. Реальностью обладают только простые (нематериальные, непротяженные) монады, «что же касается тел, которые всегда протяженны и делимы, то они не субстанция, а агрегаты монад».

Представители немецкой классической философии Кант и Гегель стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте, акцентируя внимание на проблеме идеального начала (абсолютного духа), основных ступеней его саморазвития, объективации этого начала во всемирной истории и конкретных областях культуры. Примечательно, что у Гегеля бытие понималось как непосредственная действительность, которая еще не раздвоена на явление и сущность: с нее начинается процесс познания. Ведь сущность изначально не дана, потому отсутствует и ее корреляция -явление. Главными определенностями бытия, по Гегелю, выступают качество, количество и мера.

В марксистской философии XIX века понятие субстанции было вытеснено категорией "материя", эвристический потенциал которой в силу ее определенности был, несомненно, выше. Практически, в марксизме происходит максимальное сближение содержаний понятий "бытие" и "материя". С одной стороны, под бытием понимается философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует реально: это - и природные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. С другой стороны, "в мире нет ничего кроме движущейся материи".

Категория бытия была обогащена за счет введения К.Марксом и Ф.Энгельсом в общее представление о реальности понятия "общественное бытие". Под общественным бытием понимался реальный процесс жизнедеятельности людей, и, в первую очередь, совокупность материальных условий их жизни, а также практика преобразования этих условий с целью оптимизации.

В XX столетии в философии экзистенциализма проблема бытия сфокусирована на противоречиях человеческого существования. В экзистенциалистской традиции получает новое звучание проблема сущности и существования человека. По мнению Хайдеггера, бытие природы и общества характеризуется как неподлинное, чуждое, абсурдное по отношению к человеку. В отличие от классической философии здесь проблема бытия без решения вопроса о смысле существования человека утрачивает всякую значимость. Таким образом, экзистенциалисты попытались выявить характерные черты подлинного человеческого бытия и привлечь внимание к уникальности, самоценности, хрупкости каждой человеческой жизни.

Заканчивая рассмотрение первого вопроса, подчеркнем, что в учении о бытии интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира и человека в нем: 1) мир есть; существует как беспредельная и непреходящая ценность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ

1. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.

2. Структура и диалектика бытия.

4. Современная наука о строении материи.

5. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.

1.Одной из актуальных проблем философии является проблема бытия. У древнеиндийских и древнекитайских мыслителей обожествленное единое выступало как сила, довлеющая над человеком, упорядочивающая его мирские отношения, регулирующая и направляющая все его действия и поступки.

Существование теистического толкования бытия вытекало из господствовавшего поначалу религиозно-мифологического сознания. Оно было предопределено подчиненностью человека непонятным ему природным и социальным силам.

Согласно учению Фомы Аквинского, первой причиной вечного бытия является бесконечный и неизменный Бог, т.к.:

1. Если брать движение во всей его полноте, то придем к «перводвигателю», т.е. Богу;

2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» – Бог;

3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом;

4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог;

5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. «Последняя» и главная цель – Бог.

Фома Аквинский считал, что все расположено по ступеням иерархической лестницы: неодушевленные вещи, человек, ангелы, святые, Бог. Объяснение любого явления состояло в указании на некие таинственные «формы» или «скрытые качества», якобы заключенные в природе. Формы вещей есть те сущностные образцы, которые присутствуют в разуме творца в акте творения. Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту. Итак, «Бог есть само бытие», а существование материального мира, состоящее из множества конечных и изменчивых вещей, вторично по отношению к духовному, бесконечному, абсолютному бытию Бога. Здесь основной вопрос философии сводится к соотношению Бога и мира.

В дальнейшем неотомисты модернизировали стиль и методы доказательства Фомы (использовалась идея творения из произвольно трактуемых начал термодинамики, естественнонаучные гипотезы о конечности Вселенной, спекуляция на трудностях научного объяснения жизни и психики).

Проблема бытия Бога в религиозной философии увязывается с проблемой бытия человека. Г.Марсель утверждал, что нельзя представить себе спасение человека и человечества от обрушившихся на них в XX в. бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать «сверхземной порядок» (т.е. Бога), не верить в бессмертие души. Бог «нужен», чтобы наказывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой.

2. К теистическому толкованию бытия примыкает пантеистическое . Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях. Д.Бруно, Б.Спиноза, П.С.Лаплас.

3. Идеалистическое понимание бытия.

У Платона природа – «мир чувственных вещей» (предметный, материальный) – производна от бестелесных идей, «истинного бытия». Деление всего сущего на две сферы распространилось и на человека, в котором Платон различал бессмертную душу и смертное тело. Придерживался теории переселения душ после смерти человека в другое тело человека или животного. Рассуждая о тождественности бытия разуму, Платон утверждал, что душа благодаря истинности, красоте и соразмерности низводит в мир благо, так что вещи становятся конкретней, индивидуальней и свободней, преодолевая абстрактное однообразие.

Аристотель считал идеальную форму началом всего сущего.

Кант полагал, что явления (то, что человек познает) и «вещи в себе» принадлежат разным мирам. Познавательные способности человека оказываются необходимым условием существования природы.

4. Натуралистическое понимание бытия выступает выражением стихийно-материалистической тенденции.

На Древнем Востоке конкретное представление о бытии существовало в виде первоэлементов – воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света, пространства, времени. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Однако причина существования мира усматривалась в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму. Здесь натуралистически-материалистическое видение бытия сочетается с идеалистическим.

Древнегреческие философы также стремились понять сущность природы, космоса, мира в целом через первоначала. Часто вода и огонь употреблялись не только в прямом, но и в символическом значении как метафоры. Демокрит бытие понимал как неделимое – атом (физическая частица). При сочетании друг с другом атомы образуют все многообразие предметов, но сами при этом не изменяются. Они вечны, неделимы и непроницаемы. Столкновение атомов есть причина всего сущего, появление оболочки, а затем земли, воды, воздуха, огня. На место мифологического порождения у Демокрита ставилась причина.

Предметно-образное изображение бытия постепенно начинало сливаться с абстрактным. «… И все бытие отовсюду замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри» (Парменид). Пифагор считал началом всего сущего число. Формировалось общее, абстрактное понимание категории единого бытия как основы мира (Ксенофан, Зенон). Зенон представлял бытие как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности.

6. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциальное . Субстанция – то, что лежит в основе всего существующего, что не нуждается в доказательстве своего существования. Различают субстанциальный подход монистический (основой существующего признается одно начало), дуалистический (указываются два начала – материальное и духовное) и плюралистический (исходит из множества начал).

Р.Декарт делит сотворенный мир на два ряда субстанций – духовные (неделимые) и материальные (делимые до бесконечности). Основные атрибуты субстанций – мышление и протяжение. Остальные производны. Нематериальная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально (врожденные), а не приобретены в опыте. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой. Дуализм субстанций позволил Декарту заложить начала материалистической физики как учения о протяженной субстанции и идеалистической психологии как учения о мыслящей субстанции. Связующим звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение.

Б.Спиноза проводил идею о единой субстанции. Г.В.Лейбниц – о множественности субстанций – монад. Монаду философ считал простой, замкнутой, активной. Монады составляют как бы единую лестницу: минералы, животные, человек, Бог – по возрастающей степени сознательности или разумности (свободы). Лейбниц ввел понятие предустановленной гармонии. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, назывались душами. В разумной душе человека отражается весь мир, она в форме индивидуальности содержит в себе в зародыше бесконечное. В таком подходе выражена диалектика.

Важный шаг в развитии понятия субстанции состоит в предположении (Дидро, Фейербах), а затем и в естественнонаучном доказательстве того, что свойства субстанции не сводимы к механическим. Укреплялась традиция объяснения мира из него самого, без привлечения надмирового духа. Это способствовало формированию идеи о материальном единстве мира.

Итак, развитие понятия субстанции проходит ряд этапов: придание субстанции субстратного статуса; отказ от вещной трактовки, расщепление бытия на пассивную материю и активный дух; привнесение в субстанцию бытия пантеизма и постепенное освобождение от него; механистическое истолкование бытия и в последующем обоснование мысли, что свойства субстанции не тождественны механистическим.

7. В учении о бытии присутствовало дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля. Идея единого, неделимого сталкивалась с представлением о бесконечно делимом, множественном.

8. Один из подходов к пониманию бытия условно назовем комплексно-расширительным диалектическим . Еще древние философы утверждали, что все сущее в мире рождается из бытия, а бытие – из небытия. Категория бытия осмысливалась в контексте категорий пространства, времени, качества, причинности. В более поздних философских школах бытие рассматривалось в связке еще и с такими категориями как существование, материя, становление, количество, мера (Гераклит, Гегель, Маркс).

9. К объяснению мира через человека (антропологическая трактовка бытия) философия обращалась постоянно. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались «первочеловеку». В средине века пристальное внимание к «внутреннему человеку» дало толчок к анализу памяти – способности, которая составляет антропологическую основу исторического знания. Представление о человеке как «образе и подобии» Бога, властелине тварного мира, призванном своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Позднее А.Н.Радищев, давая «картину человека», акцентировал включенность человека в систему природных связей и закономерностей при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем (и в самом себе) присутствие духа.

С зарождением капитализма повышалось значение уникальной индивидуальности. Развивалось представление о человеке, призванном самостоятельно решать свою судьбу, господствовать над природой.

В центре внимания Л.Фейербаха – человек как психофизиологическое существо, союз души и тела. Доказывалась зависимость психики от телесной организации человека. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Отдельный индивид для него – звено в развитии человеческого рода, а не исторически-духовное образование. Тем самым упускается из виду роль практики как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания.

Продолжением антропологической философии XIX в. стал экзистенциализм, рассматривавший индивида через призму свободы, личностного выбора.

Каждый человек неоднократно задает себе вечный гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» Это вопрос о смысле жизни человека. Он выходит на проблему смысла человеческого бытия, цивилизации вообще, включенности личности в экологию, историческое бытие в мире – космоса (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден, А.Бергсон и др.).

10. Ф.Энгельс дал мономатериалистическое толкование бытия : «Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать , прежде чем он может быть единым … Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длительным и трудным развитием философии и естествознания». Существование всего, что было, есть и будет в мире – предпосылка единства мира.

11. В совокупную реальность бытия входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное. И мысли «действительны», т.е. существуют. Помимо материи существует еще нечто, что не подчиняется законам материального мира. Признание того, что материалистический монизм не может объяснить всего, что наблюдается в мире, приводит, считает академик Б.Раушенбах, к гипотезе о существовании высшей силы. Природа, человек, общество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия ). Единство многообразного мира заключается в общности законов диалектики, независимо от того, материальны или идеальны явления мира.

12. К.Маркс и Ф.Энгельс конкретизировали бытие людей, понимая под ним реальный процесс их жизни. Они доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка бытия). Таким образом, практика рассматривалась как наиболее глубинная основа и характеристика человеческого мира.

13. В философии ХХ в. происходит отказ от парменидовой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного и укрепляется гераклитовская версия бытия (все течет, изменяется, движется). Современное мировоззрение ориентировано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности. Важнейшей характеристикой природы и общества объявляются неопределенность (синергетический подход) , где самодвижение материи трактуется как возникновение порядка из хаоса. Разрабатывается нетрадиционная концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости-устойчивости, дезорганизации-организации, беспорядка-порядка (А.М.Жаботинский, Б.П.Белоусов, И.Пригожин и др.). Вероятностно-неопределенные характеристики, где невозможно однозначно предсказать результат, перенесены на общество.

Обобщение всего ценного в истории философии по проблеме бытия позволяет выразить следующий смысл категории бытия:

1. «Полагание (существование) вещей» с внутренне присущими им свойствами.

2. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью приводит к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированности мира привели к появлению понятия пространства.

3. Одним из проявлений соотношения «бытие-небытие» выступает человеческая жизнь и смерть. В различных трактовках (реальной или иллюзорной) полагается либо мирская, либо загробная жизнь.

Структура и диалектика бытия. Основные сферы бытия составляют: Универсум (Космос) – система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы «первой природы»; Мир – часть Универсума, которую человек осваивает («вторая природа»); Социум – совокупность всех социальных явлений и их связей в истории; Совокупный Микрокосм – люди в единстве общего и особенного в них («третья природа»).

Различают виды бытия – объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Субъективная реальность есть сознание, мышление, духовный мир человека.

Выделяются уровни бытия – актуальное и потенциальное. Актуальное – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.

Рассмотрим основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов . (Универсум и Мир).

а)Бытие вещей, процессов и состояний природы. (Универсум). Это бытие первой природы, в целом бесконечной в пространстве и времени и конечной в отдельных вещах, состояниях и процессах.

б) Бытие вещей и процессов, произведенных человеком (Мир). Бытие созданной, второй природы, представляет природно-социальную реальность.

2. Бытие человека . Сущностные силы человека раскрываются посредством того, как индивид, реализуя свои биологические, социальные и духовные свойства, всесторонне связан с космосом, миром, обществом и самим собой.

а) Бытие человека как единство тела и души . Удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде, продолжении жизни и т.д. Психика и духовная жизнь индивида.

б) Специфически человеческое бытие . Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание; самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.

3. Бытие духовного (идеального).

а) Бытие индивидуализированного духовного . Духовное охватывает процессы сознания и бессознательного. Идеальное – освоенное психикой человека в соответствии с его возможностями и потребностями бытие.

Сознание человека направлено не только на внешний мир, но и на осознание своих мыслей и чувств, положения в обществе, отношения к другим людям (самосознание). Человек формирует свой духовный мир, исходя из нравственных ценностей и эстетических предпочтений, т.е. аксиологически; стремясь получить максимально адекватные представления о мире, в котором живет, т.е. гносеологически; конструируя проекты преобразования мира и себя в нем, т.е. праксиологически.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.

Первый уровень бессознательного – неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций; высвобождает сферу сознания для решения других творческих операций.

Второй уровень бессознательного – процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, тревожные, болезненные впечатления и т.д.).

Третий уровень бессознательного – некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции.

б) Бытие объективированного духовного . Смертные люди порождают бессмертные идеи, которые обособляются от индивидуального процесса сознания. Начинается жизнь идеи (например, идеи «вечного двигателя», колеса). Самые ценные идеи отбираются и накапливаются, образуя духовное богатство цивилизации. Духовное материализуется в культуре и воплощается в естественном и искусственном языках.

4. Помимо отмеченных, имеется еще и бытие социального , которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества (общественное бытие).

Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю, в отличие от идеи, он мыслил как изменчивое, текучее, непостоянное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур.

Аристотель считал, что каждая вещь есть оформленная материя, т.е. форма предшествует материи. Последняя заключает в себе лишь возможность развития. При этом действуют причины: материальная, формальная, производящая и конечная (цель). Каждое явление содержит в себе изначальную цель. «Форма всех форм» – мировой дух.

В споре средневековых реалистов и номиналистов поднимался вопрос о соотношении общих понятий (универсалий) и единичных эмпирических предметов.

В более позднее время линию реализма продолжил Д.Беркли, исходным пунктом своей философии взявший чувственный опыт, трактуемый как совокупность «ощущений», «представлений», «идей». Д.Юм также полагал, что внешний мир есть мои ощущения, а все знание проистекает из «опыта», из чувственных «впечатлений».

Материалистическое представление о мире постоянно усложнялось. Античные материалисты рассматривали материю как единое целое, как вещь: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. Материя у них выступала как бескачественная основа.

Возникшая в V в. до н.э. атомистическая концепция (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов. Атомистическая концепция помимо субстратного толкования материи выдвинула также идею общности свойств и физического строения (Ф.Бэкон, Дж.Локк, М.В.Ломоносов).

Мысль о единстве сфер бытия привела к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой была выработана категория субстанции. Материалистический субстанциональный подход, исходящий из категории материи, позволяет углубить познание материи от внешности явлений к их сущности (В.И.Ленин).

Французские материалисты Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах доказывали, что природа и общественная жизнь подчиняются естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия. Природа никем не создана, она вечна. Движение – необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей, о том, что материя в целом обладает способностью, родственной ощущению. Таким образом, материя стала пониматься в ее отношении к сознанию. Так, Гольбах полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных … изменениях, производимых в нас этими веществами».

В «докритический» период И.Кант рассматривал материю как единство сил притяжения и отталкивания. Л.Фейербах полагал, что природа существует независимо от сознания. Он высказал гипотезу о химическом происхождении жизни на Земле.

В зарождающемся капиталистическом способе производства возросла роль материальных технологических операций. Материя стала отождествляться со свойствами (протяженность, плотность, вес, непроницаемость, независимость от пространства и времени, связь только с механической формой движения). Материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как телесность, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. С XVII до конца XIX в. атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома.

Диалектический материализм углубил представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие объектов единого материального мира. «Материя … – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является … чем-то чувственно существующим». Здесь выражены онтологический и гносеологический аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют и определенные отголоски старых представлений о материи как некой телесности.

Истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Открытие в 1896 г. Беккерелем радиоактивности поколебало данное представление. Впрочем, первоначально это открытие истолковывалось метафизически как нарушение закона сохранения энергии («материя исчезает»). Но в 1902 г. Резерфорд и Содди доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Открытия в физике на рубеже XIX-ХХ вв. (предсказание электрона и его экспериментальное измерение, открытие рентгеновских лучей, кванта действия, появление специальной теории относительности) означали установление: делимости атомов; их изменчивости; существование отличной от вещества формы материи; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая … отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Здесь получила развитие идея, наметившаяся у Дидро и Гольбаха. В приведенном ленинском определении выражена сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии, несовместимость с идеализмом и агностицизмом. Материя – не сверхъестественная, а естественная реальность, данная человеку в различных формах познания (непосредственно и опосредованно) и поэтому принципиально доступная познанию. Ленинское понимание направлено и против метафизического материализма. Единственным свойством материи признается быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Мировоззренческий кризис захватил не только физику. В математике он выразился в начале ХХ в. в парадоксах теории множеств, в неспособности отразить естественные процессы как единство прерывного и непрерывного. На протяжении ХХ столетия с позиций материалистического решения основного вопроса философии были преодолены трудности общей теории систем, в кибернетике и молекулярной генетике. Канадский биолог Л.Берталанфи понятию «система» придал всеобщий характер. Но оказалось, что существуют и несистемные образования. Аналогично понятие «информационный процесс» стало истолковываться как наиболее широкое по объему, чем философская категория «сознание». Однако было выяснено, что сознание есть высшая форма отражения, а информационный процесс представляет собой целесообразно упорядоченное отражение. Большинство генетиков вслед за Т.Морганом придерживалось мнения, что мутации генетического аппарата ядра зиготы не связаны с процессами в цитоплазме. Открытие механизма регуляции генной активности подорвало мнение о якобы неизменности наследственного вещества зигот, отсутствии ее взаимодействия с цитоплазмой и средой, тем самым восстановило философские принципы универсальной взаимосвязи и развития. Во всех названных случаях диалектико-материалистическая философия, опираясь на новейшие достижения конкретных наук, сыграла свою методологическую роль в преодолении метафизических, идеалистических и агностицистских истолкований тех или иных открытий.

Материя имеет и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несотворимость и неуничтожимость. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук, для разработки материалистического понимания истории. Антиметафизичность в научном понимании материи предопределяет, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неисчерпаемой материи.

Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором, считавшим первоосновой всех природных явлений гомеомерии. Он полагал, что как бы мала ни была частица, она содержит в себе все многообразие материального мира. На идеалистической основе идею бесконечности в своей монадологии развивал Г.В.Лейбниц. Бесконечность материи через идею ее иерархического строения проводили П.Гассенди, Т.Гоббс, М.В.Ломоносов, И.Кант, Л.Эйлер.

Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И.Ленин эту идею высказал через гипотезу о неисчерпаемости электрона. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость исходит из невозможности исчерпывающего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.

Мысль о неисчерпаемости материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Развертывание общецивилизационных процессов, решение глобальных проблем современности выводит на новые подходы в меняющемся мире.

Современная наука о строении материи. Материальное единство мира. Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно – относительно устойчивы, прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля , которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются : неорганический мир (неживая природа), органический (биологические системы), социальный (общество).

Неживая природа подразделяется на микромир (элементарные частицы, физический вакуум, ядра, атомы), макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы в диапазоне до 10 24 см) и мегамир (космические системы).

Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования (нуклеиновые кислоты и белки); клетки; микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции (особи одного вида); биоценозы (результат взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальную систему жизни).

На определенной стадии в биосфере возникает социальная жизнь . Общество представлено рядом уровней своей организации: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация, а сами процессы ускоряются.

Единство мира подтверждает, во-первых, универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относительности путем обнаружения связи массы и энергии. На этом законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Всей действительности присуща связь явлений в генетическом (историческом) и системно-структурном аспекте. Материальное единство мира проявляется в абсолютности и вечности материи, заключается в общности законов и категорий диалектики, присущих всему бытию (и идеальному, и материальному). Но идеальное – свойство материального. Поэтому материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем, объекты бытия имеют дуалистическую природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, + и – заряды и т.д.).

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Современная космология материалистически трактует идею множественности миров. Концепция многообразия миров «вписывается» в идею неисчерпаемости материи.

Движение как способ бытия материи. Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения – одна из традиционных в истории философии (Зенон Элейский, Н.Кузанский, Дж.Толанд – идея самодвижения материи, Г.Башляр).

Господствовавший ранее механизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные – из особенностей биологического развития человека. Например, Р.Декарт, Ж.Ламетри, П.Гольбах. Одним из первых с критикой механицизма в естествознании выступил Ф.В.Шеллинг.

Во второй половине ХIХ в. появился энергетизм , который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии.

С точки зрения диалектического материализма движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

Хотя в мире все меняется, вместе с тем существует и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости.

Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство материи.

В истории философии предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения (Аристотель, Ф.Бэкон). Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф.Энгельс . Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Классификация Ф.Энгельса требует развития и дополнения. Так, наука ХХ в. перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Выделены глубинные процессы взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий.

Открыты новые формы физического движения: процессы микро- и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

Применительно к неорганической материи активно обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения.

Уточняются представления о первичных материальных носителях биологического движения. Кроме белковых молекул в качестве носителя жизни выделены нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

Социальная форма движения является космическим феноменом (в широком контексте). Помимо материальных элементов она учитывает идеальную реальность, человеческое сознание. Социальное движение – процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в ходе деятельности.

Пространство и время – формы существования материи . Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Субстанциональный подход рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея была намечена Демокритом, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И.Ньютона, воплотилась в геометрии Евклида. Движение дискретных материальных тел в пространстве и времени благодаря пустоте осуществляется за счет внешнего действия.

Реляционный подход (Аристотель, Г.Лейбниц. Р.Декарт, Ф.Энгельс) воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955). В этой концепции пространство и время рассматриваются как формы существования вещей, а не как особые субстанции.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму тел мира.

Время – форма бытия материи, характеризующая ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения (момент). Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное (объективное), субъективное (перцептуальное, отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное (теоретические модели описания реальных пространства и времени) пространство и время. Таковыми являются трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерное (n-мерное) пространство-время.

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времен.

В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактик существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот.

Согласно современным представлениям, пространственную организацию живых молекул характеризует «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции животных и растений к внешней среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих возникающую и затухающую активность клеток и отдельных органов, которые выступают в функции «биологических часов ».

Социальное пространство-время зависит от того или иного историко-культурного образа жизни. С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Социальное пространство вписано в пространство биосферы и космоса и несет на себе печать культуры, обладает особым человеческим смыслом (предметный мир, человек, его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания). Социальное время является внутренним общественной жизни и вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Время индивидуального бытия человека определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.


См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. – М., 1969. Т.1. Ч. 2. С. 827-831.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 43.

См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 257.

Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 84-85.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 570.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 16. – С. 131.

См.: Философия. Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1993. – С. 20-22.