Гиперметропия        24.03.2024   

Процесс взаимного культурного проникновения в результате. Словарь ключевых социологических терминов

Социальные процессы - это однородные серии явлений, возникающие в связи с взаимодействием людей; вызывающие изменение состояния и элементов

Серия явлений может быть воспринята как процесс лишь в случае, если:

  • сохраняется идентичность во времени, позволяющая выделить ее из множества других серий;
  • имеется взаимосвязь между предшествующими и вновь возникшими явлениями;
  • предшествующие явления должны вызывать однородное положение вещей.

Социальные процессы могут совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников ;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  1. Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  2. Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  3. Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  4. Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  5. Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  6. Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

Социальные процессы и их виды

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они проходят один и тот же путь или определенную (схожую) последовательность стадий. Примером может послужить к развитию государства, где выделяются рабовладельческий, феодальный и капиталистический которые последовательно сменяли друг друга;

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

3) Нелинейные процессы, когда происходят прорывы или скачки после продолжительного периода роста. Примером здесь может послужить к развитию общества. Переход к новой формации происходил в результате качественного скачка в развитии экономики, который приводит к радикальной трансформации государства;

5) Волнообразные социальные процессы, которые повторяются или схожи с предыдущими моделями;

6) Цикличные процессы происходят (повторяются) через определенные промежутки времени;

7) Спиралевидные процессы - сходны между собой, однако различаются по уровню сложности. При этом цикл может быть прогрессивным и регрессивным;

8) Случайные социальные процессы - отдельно взятые частные случаи, когда изменения происходят не по определенному известному образцу;

9) Стагнация - в течение некоторого времени в состоянии системы не происходит каких-либо изменений.

Авторитет – (от лат. auctoritas – власть, влияние) 1) общепризнанное влияние лица или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; 2) установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.

Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в одно и то же время в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Агрессия – (от лат. aggression - нападение) - враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому лицу как физически, так и морально.

Адаптация – (от лат. adaptio - приспособление) – процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т.е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды. Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Целью социальной адаптации является обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения.

Аккультурация – (от лат. ad – к и cultura – образование, развитие) результат процесса взаимовлияния культур, восприятия людьми одной национальности полностью или частично культуры другой. Аккультурация может быть естественным процессом жизни людей в полиэтническом обществе, а может быть результатом направленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем мигрантам, которые должны пройти так называемую натурализацию, прежде всего изучить государственный (официальный) язык.

Актор – (от англ. act –действие, поступок) субъект, активно осуществляющий какую-либо из форм общественной деятельности.

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Анкета – (от фр. anquete – букв. расследование) опросный лист для получения какой-либо информации.

Аномия – ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).


Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".

Блокада – любое вмешательство (или обстоятельство), создающее перерыв, преграду в уже начавшемся или намечаемом действии человека.

Брак – исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валентность – сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).

Взаимодействие социальное – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Внешнее окружение организации – совокупность физических, социальных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организаций.

Гендер – пол в социальном смысле, социально-психологическое и социокультурное разделение людей на категории «мужской» и «женский».

Гендерная идентичность – представления людей о самих себе как о мужчинах и женщинах.

Группа вторичная – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Такие группы направлены, как правило, на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых.

Группа малая – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.

Группа первичная – группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер. Основной целью членов группы является взаимное общение.

Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Группа социальная – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Движение социальное – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Девиантное поведение – поведение, характеризуемое отклонением от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Действие социальное – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.

Демография – наука, изучающая население, его численность и плотность, территориальное распределение и жизненную динамику (рождения, браки, продолжительность жизни и т.п.).

Дистанция социальная – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.

Диффузия – процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной системы к другой.

Зависимость социальная – социальное отношение, при котором социальная система S1 (это может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 будет доминировать над зависимой системой S1.

Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.

Зеркальное "Я" – человеческое "Я", открывающееся через реакцию других людей.

«Значимый другой» – термин, применявшийся Дж. Г. Мидом для определения социальной модели, как правило, значимой персоны в жизни индивида.

Идеальный тип – понятие, разработанное М. Вебером для описания основных характеристик социального феномена, взятого « в чистом виде».

Идентификация – самоотождествление, самопричисление индивида к определенной группе.

Изменение культурное – процесс появления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества.

Изменение социальное – процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений.

Изоляция социальная – социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий.

Институт социальный – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Инфильтрация – проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.

Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, одностороннее. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Контакт социальный – тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах. В процессе контактов осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым социальным взаимосвязям.

Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Контроль социальный – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Конфликт ролевой – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.

Конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Конформизм - поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.

Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.

Критическая точка конфликта – определенный момент в развитии конфликта, характеризующийся наивысшей интенсивностью конфликтных взаимодействий. После прохождения критической точки интенсивность конфликтных взаимодействий обычно резко снижается.

Круг социальный – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.

Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

Культура доминирующая – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Культура нормативная – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия.

Лидерство – проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.

Личность маргинальная – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.

Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.

Миграция – процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или страну.

Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.

Мобильность социальная – любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Норма нравственная – система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.

Норма социальная – система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.

"Обобщенный другой" – всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ.

Образец культурный – культурный элемент или культурный комплекс, норма или ценность, принятые и разделяемые определенным количеством людей. Обобщенный термин для обозначения всех компонентов культуры.

Общество – объединение людей, характеризующееся наличием закрепленной совместной территории, самовоспроизводством, самодостаточностью, саморегулируемостью, общими культурными ценностями и социальными нормами, осознанной социокультурной идентичностью его членов.

Обычай – набор работоспособных образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом.

Организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высоко формализованных структур.

Отношение социальное – осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.

Парадигма – система фундаментальных принципов, создающая осознанную или неосознанную установку мышления рассматривать явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическим ключе; методологически определенный способ постановки проблемы и ее решения.

Поведение девиантное (отклоняющееся) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Поведение ролевое – фактическое поведение индивида, играющего определенную социальную роль, в отличие от простого исполнения роли, являющегося ожидаемым поведением.

Подготовка ролевая – приобретение знаний и навыков, необходимых для выполнения социальных ролей.

Порядок социальный – система, включающая в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.

Процесс социальный – совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Разделение ролей – один из неосознанных способов, используемых личностью для снижения ролевой напряженности путем временного изъятия из жизни одной из ролей, выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

Рационализация ролей один из неосознанных способов защиты против болезненного восприятия личностью ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

Регулирование ролей – осознанная и преднамеренная формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Религия – общие для данной социальной среды способы мышления, чувствования и действия, которые сфокусированы на сфере сверхъестественного или «потустороннего» и основываются на верованиях и практиках, имеющих отношение к сакральным явлениям и вещам.

Релятивизм культурный – подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

Рефлексивное управление – способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

Роль социальная – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.

Санкция – мера положительного или отрицательного воздействия.

Семья – группа связанных отношениями брака или родства людей, объединенная общностью быта, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Система кастовая – одна из форм социальной стратификации, которая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ролей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.

Скорость мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, представляющая собой вертикальную социальную дистанцию или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социология – наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Статус достигаемый – социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Статус предписанный – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

Статус социальный – ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.

Стереотип социальный – разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.

Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

Субкультура – совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.

Толпа временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

Традиция – культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям.

Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Фрустрация – психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.

Функции латентные – часть функций социального института, которые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.

Экзогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы.

Эндогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.

Этатизм – доминирование государства в основных сферах жизни общества; система взглядов, исходящая из необходимости активного вмешательства государства в экономическую, социальную, духовную жизнь.

Этноцентризм – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3

Тема 1. Социология как наука .......................................... 5

1.1. Объект и предмет социологии....................................... 5

1.2. Структура социологического знания. Функции социологии 10

1.3. Методы социологии. Социологическое исследование 14

Тема 2. История развития социологической мысли ...... 22

2.1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки 22

2.2. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории 24

2.3. Современные социологические теории........................ 31

2.4. Русская социологическая мысль................................... 34

Тема 3. Общество как система .......................................... 41

3.1. Общество: сущность, признаки, факторы целостности 41

3.2. Системность общества. Социальные взаимодействия 46

3.3. Проблема типизации общества.................................... 53

Тема 4. Социальная структура общества ........................ 62

4.1. Социальные общности: понятие и основные виды. Массовые общности 62

4.2. Социальные группы. Малые группы и коллективы..... 67

4.3. Национально – этническая структура общества......... 71

Тема 5. Социальная стратификация и социальная

мобильность ................................................................ 81

5.1. Проблема социального неравенства в социальной мысли. Социальная стратификация 81

5.2. Проблемы социальной стратификации в современной России 85

5.3. Понятие и типы социальной мобильности................... 89

Тема 6. Общество и социальные институты ................... 99

6.1. Социальный институт: понятие, признаки, виды......... 99

6.2. Брак и семья как социальные институты общества.... 105

6.3. Социальная организация.............................................. 113

Тема 7. Общество и личность ........................................... 125

7.1. Личность как социальный тип. Социализация личности 125

7.2. Статусно – ролевая концепция личности.................... 135

7.3. Социальный контроль и девиация............................... 145

Тема 8. Социальные изменения и социальные

движения ..................................................................... 162

8.1. Социальные изменения и социальные процессы. Концепция социального прогресса. Социальные революции и реформы......................................................... 162

8.2. Социальные конфликты............................................... 172

8.3. Социальные движения.................................................. 186

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Место России в мировом сообществе:

взгляд в будущее ........................................................ 205

Словарь ключевых социологических терминов ........... 207

Функции и типология социальных институтов.

Функция (от лат. – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функции государства, семьи и т.д. в обществе).

Функции социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества , т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

- функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

- регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

- транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

- коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политические – институты власти;

Семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военные – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства);

Потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты);



Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования);

Потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом .

В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако, чаще всего их делят на четыре вида:

Целенаправленные;

Стихийные;

Материальные;

Духовные.

Независимо от того, о каком виде социальных процессов идет речь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:

Изменения в природе;

Изменения, происходящие с самим человеком;

Изменения в обществе.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: «ко» - вместе и «операри» - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией кооперация основывается не на бескорыстии, а скорее на корыстных целях, т.к. главный ее смысл состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности).

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды (студенты, эмигранты и т.д.).

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным.

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, молодежная культура и культура старшего поколения).

Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам (например, иммигранты, прибывшие в Америку из Европы).

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации.

Поддержание границ . Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон. Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от военных или милиции своими халатами.

Создание системы связей . Все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. При отсутствии границ происходит слияние группы с обществом, при отсутствии взаимосвязей возможна изоляция, которая приводит к потере возможностей роста.

В заключении следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая, таким образом, возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение социальных норм. Отклонение от привычных в обществе норм поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Типы, виды и функции социальных норм. Поддержание социального порядка и стабильности, воспроизводство социального образца.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Реорганизация формальных и неформальных социальных институтов - фактор, приведший к изменениям принципов свободы, равенства и справедливости в обществе. Функция механической солидарности - процесс растворения личности и индивидуальности в команде.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Основные положения теории социального реализма. Учения о социальных факторах, норме и патологии в обществе. Интеллектуальная и институциональная история наук об обществе. Философские взгляды французского социолога Эмиля Дюркгейма на социальный реализм.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Общество и его основные признаки. Знания об обществе. Тенденции в становлении социальной структуры современного общества. Социология как наука об обществе. Социально-экономические и политические перемены в обществе. Социальная мобильность населения.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

Культура и её социальная роль

В социологии понятие культура очень широкое и у разных исследователей отличается по целому ряду характеристик. Исходя из этого, к её определению существуют разные подходы – технологический подход, деятельностный подход, ценностный подход, интегрированный подход.

С точки зрения технологического подхода культура рассматривается как совокупность достижений материальной и духовной жизни.

В деятельностном плане культура – это творческая деятельность в материальной и духовной жизни общества.

Ценностный подход видит культуру как реализацию общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. Переоценить роль культуры в общественной жизни общества просто невозможно, потому что это среда жизни человека, а значит и всего общества. Способы коммуникации, цели и ценности, представления о должном, правильном и неправильном являются общими и дают стабильность обществу и преемственность на протяжении длительного времени.

Замечание 1

Исходя из этого, культура – это такой механизм адаптации к внешним условиям, который действует значительно дольше жизни одного поколения людей.

Статичность культуры не означает отсутствия изменений, просто они растянуты во времени, что и обеспечивает устойчивость социального развития. Любое новшество, чтобы закрепиться в культуре, должно быть воспринято большинством носителей этой культуры, только тогда оно станет её неотъемлемой частью, закрепится как норма и в качестве таковой, будет передаваться другому поколению.

Личностью и членом общества человек становится благодаря культуре. Культура личности ассоциируется обычно с её творческими способностями, эрудицией, владением не только родным, но и иностранными языками, вежливостью, нравственностью и др.

Достижение этих качеств происходит в процессе воспитания и образования.

Согласно исследованию Э.Дюркгейма, освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу. Это её интегративная функция, но она может выполнять и дезинтегрирующую функцию, когда внутри широких сообществ возникают культурные конфликты.

Культура имеет социальные функции, позволяющие людям осуществлять коллективную деятельность, удовлетворяя свои потребности.

Для культуры характерны следующие основные функции:

  • социальная интеграция;
  • совместная жизнедеятельность людей посредством права, политики, морали, идеологии и др.;
  • обеспечение средств жизнедеятельности людей через познание, общение, воспитание, образование и др.;
  • регуляция таких сфер человеческой деятельности, как культура быта, отдыха, труда, культура питания и др.

Замечание 2

Являясь непреложной составляющей жизнедеятельности общества в целом, культура тесно взаимосвязывает такие субъекты, как личность, социальную общность, социальные институты.

Культура в социальном процессе

К элементам культуры относятся язык, знания и убеждения, ценностные установки, материальные и духовные продукты деятельности человека, наука, образование, религия, идеология, общественное мнение.

Степень и форма свободного выбора, осознание ответственности за его воплощение являются критерием культуры. Культура помогает человеку осознать самого себя и окружающий мир.

Целый ряд различных факторов оказывают свое влияние на качество содержания, формы и масштабы распространения культуры. Базовые позиции населения формирует социальный институт образования, который занимает особое место и является целенаправленной устойчивой системой.

Человеческая солидарность между людьми укрепляется благодаря культурной социализации, которая в свою очередь может создавать и конфликтные ситуации.

Социокультурная ситуация в России достаточно сложная. Эта сложность вызвана наложением друг на друга политических, экономических, идеологических, социальных процессов. Причина заключается в том, что определенные круги хотят демонтировать общественный строй и создать общество западного образца.

Есть и позитивные тенденции, которые проявились в оживлении культурной жизни, в резком обозначении самобытности национальных культур, в большей свободе для культурного самоопределения.

Сердцевиной социокультурных процессов является поведение личностей, социальных групп и общностей, которое или добровольно или вынужденно сообразуется с нормами, правилами, требованиями морального, правового, административного регулирования. Воспроизвести желательное поведение для той или иной общности помогает стабилизирующая функция системы социального контроля.

Его воздействие осуществляется через механизм власти и применения социальных санкций.

Первостепенное значение для довольно большой части населения имеет религия и её учреждения. Реализация социального контроля в этом случае происходит через механизм социализации, который учит, как жить, что ценить, что ожидать. Таким образом, появляется феномен внутреннего цензора. Чаще он бывает более строгим, чем страх наказания или общественного мнения.

Поведение и поступки некоторых людей и целых групп могут соответствовать или несоответствовать социальным ожиданиям. Нежелательные и непринятые типы поведения в данном обществе обозначают термином девиантное поведение. Различные его формы изучают социологи. Причин девиантного поведения достаточно много.

Общественное мнение – это активный участник социального взаимодействия, которое представляет совокупность оценок, суждений, высказываний о социальных явлениях, затрагивающих интересы людей. Общественное мнение, его роль и значение зависят от демократических основ, а формирование связано с межличностным общением, заявлением властей, средств массовой информации, когда в нем есть заинтересованность населения. Общественное мнение поднимает социальную активность людей и вовлекает в процесс общественные институты.

Социально-культурные процессы

Культура в социологии – это сложное динамическое образование. Оно имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях.

Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере, приводят к тому, что все сферы жизни общества начинают переустраиваться в каком-то определенном направлении.

Основным социально-культурным процессом является приспособление, когда индивид или группа принимают культурные нормы, ценности и эталоны действий новой среды в результате того, что старые перестали удовлетворять потребности.

Замечание 3

Приспособление – это ни что иное, как тип поведения, пригодный для жизни в изменившихся условиях, например, приспособление эмигрантов в чужой стране. Изменившаяся ситуация в среде заставляет индивида либо подчиниться, либо вступить в конфликт.

В этом сложном процессе выделяются:

  • подчинение,
  • компромисс,
  • терпимость.

Очень важным и обязательным условием процесса приспособления является подчинение, которое встречается значительно чаще неповиновения и отвержения новых норм.

Следующей формой приспособления является компромисс, означающий, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и культурой. Таким образом, компромисс – это своеобразный баланс, временное соглашение, но, как только ситуация изменяется, возникает необходимость поиска нового компромисса.

Терпимость - ещё одно условие для того, чтобы процесс приспособления протекал успешно.

Процессом взаимного культурного проникновения является ассимиляция. В этом случае и личности и группы приходят к общей культуре, разделяемой всеми участниками процесса. Смешивая отдельные группы в одну большую семью, ассимиляция гасит и ослабляет групповые конфликты.